МОСКВА. НАЗАД В БУДУЩЕЕ. ЧТО БЫЛО - ЧТО СТАЛО
MOSCOW. BACK TO THE FUTURE. RETRO vs NOWADAYS
Главная     Галерея     10 best     Москва Златоглавая     Москва в цифрах     ЖЖ    

МОНТАЖ # 109
Улица Балчуг и Лубочный переулок
Balchug Street and Loubochny Lane
1941/IX.2006

#109.Улица Балчуг и Лубочный переулок.1941/IX.2006

(вид Острова и улицы Балчуг у Чугунного моста):
для увеличения площади просмотра на Вашем мониторе нажмите F11

  • 1941: Москвичи (точнее, в основном москвички) на строительстве баррикад на улице Балчуг - на подступах к Кремлю. За баррикадой спрятался трамвай N6 (трамвай по Балчугу ходил до 1963). Справа - одноэтажные "классические" с арками торговые ряды. Вдали 4х-этажный дом, а за ним в "дымке" - в то время общага Народного Комиссариата Иностранных дел, будущая гостиница "Балчуг".

  • IX.2006: короткий Лубочный переулок с его тремя домами фактически перестал существовать в 1990х, когда в 1997-2001 здесь было построено жёлтое здание слева - банковский комплекс Главного управления ЦБ РФ по Москве. В его нижних этажах угадываются остатки старых строений. В бывших одноэтажных торговых рядах осенью 2006 шёл ремонт. Далее, после красного дома - 4х-этажное угловой дом на углу Садовнической улицы, надстроенный 2-этажной мансардой - офис банка. За ним вдали - огромный отель "Балчуг" с угловой башенкой.

Гостиница "Балчуг"

После пожара 1812 на месте современного отеля "Балчуг" было возведено небольшое 2-этажное здание. На протяжении десятилетий оно постепенно достраивалось, расширялось. Верхние этажи использовались под жильё, в нижних находились лавки, а во внутреннем дворике размещались каменные и деревянные хозяйственные постройки. К концу XIX века доходный дом перестал отвечать возросшим запросам хозяев - богатых московских домовладельцев, потомственных почетных граждан Владимира и Константина Викторовичей Осиповых и их сестры Ольги Викторовны Рахмановой.

Новая постройка была возведена в 1898 по проекту архитектора А.В. Иванова и занимала ту же территорию, что и старая. 1й этаж дома был отдан ресторану Трёхгорного пивоваренного завода. В доме были магазины для продажи металлических изделий, штор, сыра, хлеба, парикмахерская, пекарня и ссудная касса. На 2м, 3м, 4м и частично 5м этажах находились квартиры для сдачи внаём. В подвалах размещались прачечная, котельная, склады.

В 1911 дом перешел во владение новой состоятельной хозяйки - жены камергера двора Его Императорского Величества Софьи Петровны Березниковой. В том же 1911 здание было надстроено двумя этажами архитектором В.Д. Глазовым. В 1928-1932 гостиница "Новомосковская" - так стал называться бывший доходный дом - снова надстраивалась. В 1933 гостиница перешла в ведение "Интуриста". В 1939-1957 здание служило общежитием Народного Комиссариата Иностранных дел, а в 1957 в нем открылся филиал соседней гостиницы "Бухарест".

Ныне гостиница называется "Балчуг-Кемпински Москва". От прежнего здания остались только наружные стены - в 1989 началась реконструкция отеля. Строительные материалы доставлялись из Австрии на грузовиках; всего было совершено свыше 600 рейсов. На реконструкцию здания было затрачено примерно 85 млн.$. Спустя 3 года, 1 октября 1992 отель "Балчуг-Кемпински Москва" принял своих первых гостей.


"Лубочный переулок"

"В пятом классе я бегал делать уроки в детский зал библиотеки имени Ленина, благо жил неподалеку – только по Болоту пройти, где в Канаве по весне нерестились плотва и лещи размером с крупную сковородку, да Москву-реку перебежать по Каменному мосту, где у устья Неглинки когда-то ловили в большом количестве щук. В конце 40-х годов мы ловили не щук, а мелких карасиков напротив Зарядья в полынье с тёплой водой, которую сбрасывала в реку МОГЭС. Наловить их можно было много – полную дерматиновую кошёлку. Потом мы приносили кошёлку к матери моего товарища и спрашивали:

"Вера Ивановна! Можно их пожарить?" Она ловко и быстро вытряхивала из карасей требуху, доставала пару противней, укладывала на них карасей, включала духовку и шла во двор Лубочного переулка, где сейчас вырос пряничный домик Госбанка с куполом, а тогда отстаивались ГАЗы без кузовов с шоферами-перегонщиками из города Горького. Время было послевоенное, голодные шофера спали в кабинах на морозе..."
Юрий Алешко-Ожевский

Главная          Галерея          Следующая

© 2005 RetroMoscow    e-mail: retromoscow@narod.ru




Rambler's Top100
Hosted by uCoz