МОСКВА. НАЗАД В БУДУЩЕЕ. ЧТО БЫЛО - ЧТО СТАЛО
MOSCOW. BACK TO THE FUTURE. RETRO vs NOWADAYS
Главная     Галерея     10 best     Москва Златоглавая     Москва в цифрах     ЖЖ    

МОНТАЖ #087
Проспект мира (экс-1-я Мещанская). Крестовские водонапорные башни
Prospekt Mira (Peace Avenue, ex-1st Meschanskaya Steet). Krestovsky Water Towers
1890е/VII.2006

#087.Крестовская застава.Крестовские водонапорные башни.1890е/VII.2006

(вид проспекта Мира и эстакады Третьего транспортного кольца у Рижского вокзала):
для увеличения площади просмотра на Вашем мониторе нажмите F11

  • 1890е: вид малоэтажной 1-й Мещанской улицы с колеёй "конки" у Крестовской заставы, окраины Москвы. Вдали в центре видны 2 большие "ладьи" из красного кирпича - Крестовские водонапорные башни (1890-1892, архитектор М.К. Геппенер). Башни построены у Крестовской заставы на месте заставных кордегардий и являлись резервуарами Мытищинского водопровода. Высота сооружений = 39 м, диаметр = 23 м, объём баков для воды на 6м этаже - по 150 тыс. вёдер каждый. С 1898 по 1913 на 5м этаже в правой башне находился Музей городского хозйства, будущий Музей истории Москвы (позже размещавшийся в Сухаревой башне). В 1886-1911 по 1-й Мещанской от Сухаревки до Крестовской заставы ходил конный трамвай, заменённый электрическим трамваем, а последний, в свою очередь, при СССР был вытеснен троллейбусом.

  • VII.2006: проспект Мира (так с 1957 называется 1-я Мещанская на участке от Садового кольца до Рижского вокзала) в районе Третьего транспортного кольца. В центре - часть ТТК, Крестовская автомобильная эстакада (1998-2000). За этим мостом находятся (не видны): Рижский вокзал - слева; станция метро "Рижская" и рынок "Крестовский" - справа. В 1939 Крестовские башни были взорваны - для новой выставки ВСХВ (будущая ВДНХ/ВВЦ) требовалась реконструкции Ярославского шоссе. В 1950х обе стороны проспекта Мира здесь почти сплошь застроены огромными "сталинскими" домами (особенно выделяется красивый фасад дома справа). В 1938 у Крестовской заставы родился Владимир Высоцкий, который жил на 1-й Мещанской, 126 - сейчас это проспект Мира, 76 ("дом на 1й Мещанской в конце", ... "система коридорная, на 38 комнаток всего одна уборная...").

Первая Мещанская улица и Крестовская застава

"...на сей же улице по левой руке, идя к заставе, видите вы часовню, в которой главною иконою есть большой деревянный крест, почему застава сия и называется Крестовскою ..."
из путеводителя по Москве, 1831

Музей в башне

"...у Крестовской заставы расположился вокзал недавно открытой Виндавской ж.д. и Крестовские водонапорные башни Мытищинского водопровода (конка от Сухаревской площади)."

    "В одной из Крестовских башен помещается Музей городского хозяйства, открытый в 1898 г. и составившийся из бывших на Нижегородской выставке 1896 г. коллекций городского общественного управления".

    "...Музей состоит из 7 комнат, заключающих в себе модели, чертежи, планы, фотографии, диаграммы и издания. Музей нуждается в подновлении и пополнении своих коллекций и в более умелом руководительствовании..."
из путеводителя по Москве, 1903

Виндавскiй вокзалъ [сейчас - Рижский вокзал]

"...Постройка Виндавского вокзала у Крестовской заставы идёт весьма успешно: здание подведено уже под крышу; сейчас по своему внешнему виду оно напоминает "Московско-Курский вокзал, в меньших только размерах."
"Новости Дня", 20 (7) мая 1901

"Сегодня состоится освящение вновь сооруженного у Крестовской заставы вокзала Московско-Виндавской жел. дор. Вокзал этот начат постройкой в 1900; он каменный, красивой архитектуры, частью в один этаж, а частью - в два. Здание изобилует массой света."
"Новости Дня", 27 (14) июля 1902

"Приятная встреча"

"20 августа мещанин Никифор Ананьев близ Крестовской заставы встретился с какими-то неизвестными, которые бросились обнимать его, и в это время срезали с него золотые часы, стоящие 25 руб. и скрылись".
"Московский Листок", 4 сентября (22 августа) 1902

Окраина Москвы

"Теперь при самом выходе из Москвы, у Крестовской заставы, две горомадные башни-водокачки нового водопровода указывают нынешнему богомольцу, как далеки те времена "Троицких походов" русских царей, времена прежней Троицкой дороги. Тех непроходимых лесов, которые сейчас же за Троицкою (или Крестовскою) заставою окружали дорогу, нет и в помине..."
из путеводителя по Златоглавой, 1904

"Гадёныши"

"...не говоря уже о неудобстве, существующем от зловония, более важное обстоятельство заключается в том, что отходники, занимающиеся по ночам вывозкой нечистот из ретирадных мест, живя вблизи Крестовской Заставы, ночью для сокращения себе пути переезжают выемку [железной] дороги [у Крестовского путепровода] и здесь выливают нередко нечистоты: частые жалобы местной полиции и приказания сторожу оказались неудовлетворительными: ночью на хороших лошадях отходники успевают предупреждать меры полиции и сторожа, и на бегу выпускают нечистоты. Принимая во внимание, что главный въезд в Столицу [статус Москвы] будет по железной дороге, я решаюсь обратиться к Вашему Сиятельству с всепокорнейшей просьбой о приказании сделать распоряжение, чтобы место свалки нечистот между деревнями Алексеевским, Марьино и Останкиным было заменено другим местом вдали от железной дороги."
рапорт гненерала Н.О. Крафта, начальника Южной дирекции строительства ж.д. Петербург-Москва, московскому генерал-губернатору А.А. Закревскому, 1850

Первые волнения

"За Крестовской заставой и в Измайловском зверинце происходили митинги рабочих, которые были разогнаны полицией..."
"Русские ведомости", 1906

"Второе рождение Крестовской заставы"

"Как сообщили в управе Мещанского района, Москомархитектура разработала проект строительства заставы на историческом месте. Правда, полностью воссоздавать облик одного из 18 въездов в столицу не планируется. Вместо двух водонапорных башен Мытищинского водопровода, стоявших на Камер-Коллежском валу с 1893, современные строители возведут 2 стелы. Они одновременно будут и символизировать ворота, и напоминать о башнях. Выполнят стелы в старинном стиле. Украшением будут служить массивные цепи. Кроме того, рядом с возрожденной Крестовской заставой разобьют сквер".
информационный центр правительства г. Москвы, 2003

Главная          Галерея          Следующая

© 2004-2006 RetroMoscow    e-mail: retromoscow@narod.ru




Rambler's Top100
Hosted by uCoz