VI.2006: вид Красной площади во время подготовки к празднованию Дня независимости (12 июня) - на месте памятника Минину и Пожарскому, перенесённому в 1930 к Покровскому собору, сооружаются временные сцены и украшается ГУМ (бывшие Верхние ряды). Слева - Исторический музей, правее - восстановленные Воскресенские ворота, ещё правее - шатровая колокольня воскрешённого Казанского собора. На дальнем плане - здание ГосДумы в Охотном ряду, а перед ней - кран, работающий на воссоздании гостиницы "Москва".
Следующая остановка - "Красная площадь"
Сегодня кажется невероятным, что с 1909 по 1930 по Красной площади ходил трамвай. Как же он там появился?
С городским пассажирским транспортом в Первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев - у города и у Бельгийского общества конно-железных дорог. Москва, имея радиально-кольцевую планировку, требовала диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у бельгийцев.
Вот почему у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Летом 1909 линию эту проложили от Забелинского проезда [Исторического проезда - м/у Историческим музеем и стеной Кремля] в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому собору (Василию Блаженному), а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.
Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие "польза" очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу протест:
"В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами. Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года. По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности."
Не получив ответа от московской городской управы, возглавившая компанию протеста графиня П.С. Уварова "настучала" в Петербург, направив аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров.
По поручению министра МВД Столыпина, Московский градоначальник А.А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции - директор Исторического музея Н.С. Щербатов, профессор живописи В.М. Васнецов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского училища Н.В. Глоба, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для Москвы этой линии. Совещание всё-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все "за" и "против."
Тем временем, торговцы Верхних, Средних и Нижних торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли "последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими". Так из-за трамвая на Красной площади Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества.
22 сентября 1909, во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии, на Красной площади собралась специальная комиссия, и вновь начались жаркие споры. Художник Васнецов предложил комиссии взглянуть на Красную площадь от Исторического музея. Вид был ужасен: частокол трамвайных столбов, опутанных контактными проводами, совершенно изуродовал вид на Покровский собор, а медленно ползущие трамваи закрывали и памятник Минину и Пожарскому.
Позже был найден компромисс: трамвайное кольцо с Красной площади было убрано, а рельсы перенесены к Кремлёвской стене. Это позволило удовлетворить требования "бизнесменов" и одновременно "сделать всё возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы", о чем призывал московское градоначальство в своем письме Николай II.
В результате, газета "Московские ведомости" за 10 ноября 1909 писала: "Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены (на месте нынешнего Мавзолея), против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение."
Окончательно трамвайные рельсы были сняты с Красной площади и Васильевского спуска только в 1930.
(информация с сайта tram.ruz.net)