МОСКВА. НАЗАД В БУДУЩЕЕ. ЧТО БЫЛО - ЧТО СТАЛО
MOSCOW. BACK TO THE FUTURE. RETRO vs NOWADAYS
Главная     Галерея     10 best     Москва Златоглавая     Москва в цифрах     ЖЖ    

МОНТАЖ #005
Триумфальная арка у Тверской заставы
Triumphal Arch near Trverskaya Zastava
1926/VI.2006

#005.Триумфальная арка у Тверской заставы.1926/VI.2006

(вид Тверской заставы и Белорусского вокзала от Лесной улицы):
для увеличения площади просмотра на Вашем мониторе нажмите F11

  • 1926: Вид Тверской заставы с Триумфальными воротами (1829-1834) в центре. На заднем плане - Белорусско-Балтийский вокзал (будущий Белорусский). Слева - здание с колоннами - бывшие кордегардии (караульные помещения) "таможенников" при заставе, за которой город кончался. Слева - начало загородного Петербургского тракта, у моста-виадука через железнодорожное полотно. Через арку Триумфальных ворот проложены рельсы трамвая, следующего от Тверской в сторону окраины.

  • VI.2006: вид Тверской заставы без разобранной в 1936 Триумфальной арки. На дальнем плане - площадь перед Белорусским вокзалом и сам вокзал. Слева нет снесённого домика кордегардии. Справа - сохранившийся железнодорожный виадук, ведущий к Ленинградскому проспекту.


Триумфальное фиаско

Деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы были сооружены в 1814 к торжественной встрече русской армии, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном. В 1829-1834 вместо них были построены новые Триумфальные ворота - 28-метровая однопролётная "римская" арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских войнов и "Колесницей Славы" из чугуна наверху. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения), а также перепланирована и благоустроена территория вокруг.

Николай I лично утвердил надпись на Триумфальной арке: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826".

Триумфальная арка простояла в центре Тверской заставы чуть более 100 лет, пережив постройку (1869-1870), перестройку (1907) будущего Белорусского вокзала и многочисленну смену его названий (первоначально, с 1870 - Смоленский, с 1871 - Брестский, с 1912 - Александровский, с 1922 - Белорусско-Балтийский, и лишь с 1936 - Белорусский). 3 июля 1936 "Мосразборстрой" начал снос Триумфальных ворот, по новому Генплану Москвы мешавших транспортному движению. Долгое время фрагменты арки ржавели в Донском монастыре, а часть скульптур оказалась в Музее Архитектуры.

В 1966-1968 Триумфальная арка была воссоздана на нынешнем своём месте - на площади Победы по оси Кутузовского проспекта, у Поклонной горы. Для строительства использован железобетон; беломраморная облицовка цоколя была заменена гранитной, стены облицованы блоками крымского известняка. Все недостающие скульптурные детали, а также 12-метровые колонны были вновь отлиты из чугуна по образцу одной оставшейся колонны.

В нынешнем расположении Триумфальной арки есть небольшой казус: если первоначально арка символически встречала русскую армию-освободительницу, торжественно входившую в Москву через Тверскую заставу, то теперь она стоит на месте вступления в город армии Наполеона.


"Ремонт Триумфальных ворот"

"Вчера городские инженеры по поручению Управы осматривали фигуры на Триумфальных воротах. Фигуры эти пришли в ветхость. У одной лошади отвалился хвост, в таком же плачевном состоянии и другие фигуры, которые при более или менее сильном урагане могут развалиться, что сопряжено с большой опасностью для проходящей и проезжающей публики. Инженеры признали необходимым произвести немедленный ремонт."
"Московский Листок", 4 июля (21 июня) 1906

Главная          Галерея          Следующая

© 2005-2008 RetroMoscow    e-mail: retromoscow@narod.ru




Rambler's Top100
Hosted by uCoz